Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть. Сообщение, ник, аватар должны быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно. Максимальная размер аватара 200px по большей стороне и объемом не более 50 kb. Напоминаю, что архив сообщений лежит здесь http://bratsk.forum24.ru/?0-20
Сообщение: 2506
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 08.06.15 07:51. Заголовок: Село Братское, гидропорт и гидросамолёты
К сожалению крайне мало в сети информации на эту тему, но если постараться ... :-)
Про историю Иркутского гидропорта очень подробно всё описано на сайте, как это ни странно рыболовного клуба "Маяк" - читать отсюда
Из всей истории можно выделить главные моменты:
1. По Иркутску:" 15 августа 1928г. Окончено сооружение гидропорта для са¬молетов на Ангаре. В начале улицы Мяснорядской арендованы два дома: в одном разместился штаб «Добролета», в другом — мастерские. На берегу были построены три причала и дамба. Гидросамолеты обслуживали летчики В. Л. Галышев, М. Т. Слепнев, О. А. Кальвица, А. С. Демченко, бортмеханики Т. В. Анисимов, Я. Г. Савин, Ф. Ф. Леонгард, Ф. Б. Фарих, инженер мастерских Б. С. Татарийский."
2. Упоминание Братска: " В августе 1937 на базу НКПС иркутского гидропорта были приняты пять машин, которые самостоятельно преодолели маршрут Таганрог – Ростов – Сталинград – Саратов – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Братск – Иркутск – Нижнеангарск."
Ещё: "Из книги Сергея Богатко "Разведчики путей сообщения": "В августовское утро 1937 года на акватории Иркутского гидропорта сделали посадку пять новеньких летающих лодок МП–1–"бис", сконструированных Георгием Бериевым. Они прилетели из Таганрога, прямо с авиационного завода. Основная особенность этих "бисов" заключалась в том, что с них можно было производить аэрофотосъемку. Лодки предназначались для изысканий трассы БАМа, где их ждали с нетерпением."
3. По Братску (тогда село - Братское): "Вскоре гидропорты были построены в селе Братском на Ангаре, на озере Иркана, в поселке Неляты на реке Витим и самый труднодоступный — у крошечного таежного поселка Среднеолекминска. На восточном плече трассы действовали гидропорты в Совгавани, Комсомольске–на–Амуре, в поселке Норский Склад на реке Селемдже и близ города Зеи. Это были более надежные точки, поскольку находились на транспортных магистралях — судоходных реках, в морской бухте, а в Комсомольск уже пошли первые поезда."
Любопытная фотография , скорее всего на ней гидропорт на реке Лена, но уж очень похоже на Ангару вблизи села Братское, надо искать подтверждение - нужны другие фото этих мест. Источник - сайт рыб. клуба "Маяк":
Сообщение: 2508
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 08.06.15 09:51. Заголовок: А теперь почитаем о..
А теперь почитаем о исследованиях "Тунгусского метеорита" , особенно до войны. Как известно этим занимался Кулик Леонид Алексеевич.
1. АВАРИЯ "Только в июле, когда наводнение уже стихло, в Красноярск наконец-то прилетел гидросамолет Главсевморпути, оборудованный аэрофотосъемочной аппаратурой. К 1937 году самолеты эти как военные уже устарели, их стали передавать в Аэрофлот и в Главсевморпуть, и они широко применялись на сибирских аэролиниях и в Арктике.
Сборы были недолги... Вылет назначили на 12 июля - день, знаменательный для нашей авиации. Газеты всего мира печатали репортажи о пребывании чкаловского экипажа в Америке, а с подмосковного аэродрома стартовал через Северный полюс в Америку экипаж Михаила Громова. И мало кто знал, что в этот же день, у таежной эвенкийской Вановары при посадке на Подкаменную Тунгуску потерпел аварию гидроплан Н-31. К счастью, экипаж и пассажиры: Л.А. Кулик и аэросъемщик СВ. Петров остались живы. Но аэросъемка оказалась сорванной.
Жители Вановары вызвались помочь экипажу самолета. С большими трудностями разбитую машину подтащили к берегу, пришвартовали к сбитому из бревен причалу, и здесь уже стали снимать оборудование, разбирать уцелевшие части самолета.
Разбитый гидроплан Н-31 у фактории Вановара. Июль 1937 г.
Больше всех переживал аварию Леонид Алексеевич. Ведь теперь, даже если пришлют другой самолет, придется ждать осени, когда начнет облетать листва. Значит снова и снова ждать."
2 "Основная часть «спасательной экспедиции» во главе с И.М.Сусловым добиралась до Кежмы поездом до Тайшета, и дальше на лошадях, а Сытину предложили лететь туда на гидросамолёте, чтобы организовать там отправку всей группы до Ванавары. Хотя гидросамолёт ему дали в Иркутске только до Братска, но Сытин уговорил лётчика доставить его на сто километров дальше до села Дубинино. Оттуда В.А.Сытин сплавлялся на лодках и оказался в Кежме на пятый день пути, где через два дня встретил И.М.Суслова с товарищами и дальше вьючным обозом дошёл вместе с ними до Ванавары.
Во время полёта над тайгой в душу В.А.Сытина закрались сомнения, – а там ли они ищут метеорит? Как будто с некоторых пор засела в ней заноза:
«Собственно не с некоторых пор, а точно первого октября, немного более месяца назад. В тот день я влез в кабину старенького самолёта «Юнкерс-13» на поплавках. Александр Степанович Демченко покрутил ручное магнето, каким в то время заводили мотор, и, дав прогреться двигателю, повёл машину на взлёт по широкому плёсу Ангары. Внизу открылась панорама Иркутска, затем раскинулась до края неба необъятная тайга. Она была похожа на чёрно-зелёный ковер, украшенный затейливой вязью ярко-жёлтого рисунка. Лиственницы уже окрасились в цвет осени. В девственной тайге нет открытых, безлесных пространств. «Поляны» там – это либо «гольцы», вершины высоких сопок, либо пожарища или болота. Уже в районе Братска, когда сверкающая лента Ангары у горизонта вспенилась бурунами знаменитого Падуна, крупнейшего порога на этой реке, слева, в распадке, между грядами и покрытых чащобой холмов, я увидел обширное, продолговато-овальное болото. Поверхность его была буро-рыжая и волнистая – совсем как Большое Болото в «стране мёртвого леса» А в одной его части совершенно чётко выступали пятнышки, очень похожие на «кратеры» от падения осколков метеорита. Поспешность выводов, как известно, характерная черта молодости, недостаточности знаний…"
Сообщение: 2510
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 08.06.15 12:58. Заголовок: Первое с "кодов..
Первое с "кодовым" названием веломанов "Комариная плешь" ,конечно, помню , я ещё из-за "едко-рыжего" цвета выдвигал версию "слива остатков ракетного топлива" :-). Слава богу - не подтвердилась. Трава там такая . Мутировала? :-)
Кстати , летел он мимо будущего города, так что может мы по этому "болоту" и ходим сейчас с центром, где "призрак" был. :-))
А вот те два болота мне больше нравятся, тоже были когда-то нами найдены с вопросом "что это?", там ещё в одном "блестело" что-то (остатки ТМ? :-)) Но прошло 80 лет - были ли они тогда, и всё ж они немного, но западнее прямой с Иркутска, хотя с высоты мож и их видно.
Отправлено: 08.06.15 13:17. Заголовок: Ну в центре пьяновск..
Ну в центре пьяновская площадка, нет/не было ярко выраженных болот. Ну думаю те два болота старые и существовали и тогда, а вот то что западнее, это да, но самолет мог и облетать какую-нибудь тучку. Хотя могли быть такие болота и в "Окинском расширении", места там много и болота там были очень обширные.
Сообщение: 2514
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 12.06.15 13:35. Заголовок: Ещё немного уже изв..
Ещё немного уже известной информации с Иркипедии (http://irkipedia.ru/content/aeroport_bratsk) в подтверждение:
История аэропорта Братск
В июле 1928 года пилот Демченко А. С. совершил первый полет над Братской землей на самолете Ю-13 "Юнкерс". Этот полет был связан с поисками в тайге профессора А. Л. Кулика, искавшего тунгусский метеорит. Несмотря на то, что авиация в Восточной Сибири бурно развивалась, Братский район и само село Братск еще долгое время оставались вдалеке от важных авиалиний страны. В декабре 1937 года во время выборов в Верховный Совет СССР авиация ВСГУ ГВФ обслужила село Братск и др., однако постоянного общения с селом Братск так и не было налажено.
Сообщение: 2515
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 12.06.15 19:50. Заголовок: Продолжим. Ещё инте..
Продолжим. Ещё интересное фото ( найдено в сети А.Мурзаковым) . Фото из семейного архива лётчика Василия Кирилловича Никитина (поделился Владимир Порохов)
Александр предполагает небезосновательно ( характерный изгиб горы, обрывистый берег ), что фото на фоне Монастырки!! Сравните виды: фото от Владимира Дорошенко фото от Александра Чичконакова
Ну и поскольку на фото аж целых два самолёта, то скорее всего оно сделано во время описанного выше перегона "Таганрог - Нижнеангарск"
Нашёл-таки фото самолёта Н-1 с описанием ,что на нём прилетал С.Обручев!!
И подпись к фото:" В октябре 1932 года на водную гладь бухты Нагаева приземлился самолет, на борту которого находился геолог С. Обручев и его спутники. В ходе своей третьей экспедиции на Северо-Восток Обручев дважды побывал в строящемся Магадане 19 августа и 19 октября 1932. Экспедиция летала на летающей лодке Дорнье «Валь» СССР Н-1 с экипажем из 1-го пилота Г.А. Страубе, механиков Крутского и Косухина и командира самолета СССР Петрова."
" Снова река в широкой долине со множеством островов — и вот опять пороги, второй из главных Ангарских порогов, Падун, не уступающий Шаманскому.
Он гораздо короче и шире, но очень крут — действительно «чадун». Огромная река падает на коротком расстоянии на несколько метров между плоским подводным выступом траппа, и снизу навстречу ей бегут из плеса громадные валы—«толкачи». С воздуха все это — опять только гряды белой пены.
Я вспоминаю, как мою лодку здесь сплавлял через «главное жерло» старик — лоцман, охотно рассказывавший о том, как он «губернахтора через порог плавил, и в самом жерле губернахтор ужахнулся».
Еще несколько мелких порогов с завлекающими названиями—Пьяный, Похмельный—и перед нами Братский острог, большое село, когда то оплот наступавших снизу казаков против живших в южных степях бурятов («братские»).
От старых времен сохранилась только деревянная башня острога, приземистая и квадратная. Еще более любопытные образцы деревянного крепостного зодчества — в городке Илимске, на притоке Ангары Илиме.
В Братском все нам благоприятствует; молоко не хуже и даже дешевле, чем в Кежме, и мошек не больше. Ночевка на реке. Спокойное темное зеркало воды; жители Братского, насмотревшись и выяснив все самые важные вопросы авиации, — вплоть до того, сколько зарабатывает пилот, уходят спать, и мы остаемся одни, на якоре. Устраиваемся на ночевку, кто внутри, кто на крыльях (вернее на центроплане) — благо мошки на ночь прекращают работу.
На рассвете начал накрапывать дождь, и только мы успели убрать постели с центроплана, как налетела с юга буря, и самолет сорвало с якоря, понесло на север и придавило к берегу — к счастью мягкому и невысокому.
По фюзеляжу яростно хлестали потоки дождя и сразу уютная спальня превратилась в холодную и мокрую конуру.
После бури мы начали приводить в порядок самолет, и борт-механик Крутский с печалью убедился, что шлем и летные очки, которые он с таким доверием к мирной речной пристани развесил над моторной гондолой, унесены бесследно - Это была первая потеря в длинной серии подобных же несчастий Крутского, служивших бесконечным источником для шуток.
В половине десятого облака разносит и можно вылетать. Под нами — уже низкие горы, долина Ангары с частыми деревнями; все это закрыто белыми холодными облаками, которые комочками плывут под нами — вернее, которые мы обгоняем с быстротой, недостижимой ни для какого облака.
Иркутск. Мы долго кружим над городом, изучая посадочную площадку. Близко под нами прямоугольники кварталов, чистые и аккуратные — но сколько там, на самом деле пыли и грязи."
Иркутск,на мой взгляд,так и остался.. как в последней фразе.
Н-1 не нашёл. А вот Н - 2 -какой-то гигант несуразный.Кабины без фонарей что ли?
Пост имел продолжение: "В майские праздники,в Смоленской обл. на планшете читал про путешествие из Иркутска -вниз по Ангаре на Юнкерсе-гидроплане. Следует описание с воздуха порогов; посадка гидроплана у с.Братское. Дальше,то ли телефон зазвонил,то ли к файв о клок пригласили.. Короче,потерял я эту ссылку. Серый,может тебе попадётся. Я обыскался!.. Попалось только -"вверх по Ангаре" Да,по годам прим. одинаково -конец 20-х. "
"Лазил" тут у "соседей" - Железногорцев , надо было одно фото "локализовать" из серии "Фото-загадки" в ф\а О.Шестакова, а там попался такой альбомчик "Нижнеилимск", в котором и нашёл несколько эксклюзивных фото по авиатеме.
Бериев МП-1бис (МБР-2 с двигателем АМ-34) Особой авиагуппы НКВД БАМпроекта. Снимок не ранее 1939 года
Поликарпов П-5 (гражданский вариант разведчика Р-5), скорее всего конца 1930-х.
Амфмбия Шаврова Ш-2 с мотором М-11 принадлежащая Сельхозавиации (бортовой номер начинается с буквы А)Судя по подписи привлечен для работ по изысканию первого участка трассы БАМ
Привлеченs для работ по изысканию первого участка трассы БАМ. Скорее всего лето 1939, так как в феврале 1939 года, учитывая особую важность объекта, «Бамтранспроект» передают из НКПС в распоряжение НКВД. Организация получает грозное название – «Бампроект НКВД». Учитывая отчаянное положение трассовиков, им в помощь была занаряжена почти вся имевшаяся в этом регионе авиация.
Я про что? Просто считал ранее, что ЖД до 1946г было доведено совсем немного км 50, вдруг выясняется, что почти до Братска было достроено, до Чуны, до Чукши. И никакой особо информации-то и нет. Стал интересоваться, выяснил, что вообще-то нужно было изыскания провести (внезапно :)), а кто проводил, где документы, фото и тд и тп.
Отправлено: 24.02.16 14:07. Заголовок: Достаточно сказать, ..
Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строи-тельстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подго-товлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для срав-нения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвыгулаговского периода.)
В Однокласниках, один товарищ УПОРНО говорит, что почти до Братска были доведены пути, причем очень уверенно говорит.
Потом правда высказался так..
Александр Марков 17:35 на БАМе к 1941 году полотно было уложено до Чуны а рельсы до Невельской- 47 км. их тоже сняли с Тындинскими и отправили под Сталинград.
Сообщение: 2820
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 06.10.16 17:35. Заголовок: Хоть и не про Братс..
Хоть и не про Братск, но снова Леонид Кулик и поиски ТМ. Сколько ж лет он ждал аэрофотосъёмку ? Это я к тому посту про аварию самолёта в 1937 году (пост выше от 08.06.15 http://bratsk.forum24.ru/?1-6-0-00000046-000-0-0#001 )
Из очерка Л.А. Кулика
«7-го июня ко мне в тайгу, на место работ, прибыл верховой с заводной лошадью и телеграммой ОСОАВИАХИМа с вызовом на Ангару для участия в полете, намеченном на 15 июня - 3 июля.
Леонид Алексеевич Кулик. 1930 год
Гонец одолел дорогу, легко проскочив верхом залитые водой болота и топи лишь потому, что не успела еще оттаять зимняя полуметровая мерзлота. 7-го июня налегке я выехал на Ангару. Предстояло одолеть 320 километров. День был теплый, но на завтра, то есть 8-го числа, погода резко изменилась. Температура упала до нуля, шел дождик, потом снег, дул резкий ветер. Один конь был хорош; второй -заморенная кляча. В пяти километрах от фактории Вановары мой конь перестал идти, он отказался идти даже тогда, когда я составил ему пешком компанию. Шел снег и таял на армяке (мы были без теплых вещей), коченели руки, и от струек талой воды на спине пулеметом стучали зубы. На Вановаре руки не в состоянии были справиться с раскисшей мягкой обувью. Но все-таки почти сотня километров осталась позади. Конечно, на Вановаре клячу мы бросили и взяли у оседлого приятеля-тунгуса диковатого жеребца. Его изящно поймал арканом кочующий вблизи тунгус, но удержали мы его лишь впятером, да и то обвив аркан вокруг дерева. Покоренный удушливой петлей дикарь оказался под седлом достаточно безобидным, но слишком горячим в глубоких топях. А топи показали себя: к югу от Подкаменной Тунгуски большинство их оказалось уже без мерзлоты: кони вязли, местами уходили совершенно в разлившуюся озерами по бывшим болотам вешнюю воду. Если кони и выбивались на сушу, то лишь потому, что мы были налегке и сами брели впереди, где по колено, а где по грудь в воде. В 180 километрах от Кежмы мой жеребец попал в воде на колоду и вывихнул плечо. Пришлось ехать попеременно на одном коне, ведя второго большей частью на поводу. (К концу пути жеребчик завяз еще раз в корчажнике и раздробил себе плечо). И тем не менее 320 километров мы одолели в 6 дней.
На Ангаре куча новостей. Но в центре внимания - аэрофотосъемка. Организуем самолету встречу. Готовим костры. На мелях ставим лодки. Стелем у пристани полосы белой материи. Учреждаем дежурства: на колокольне, на островах, у костров. Но нет вестей ни о самолете, ни о бензине. Идут собрания, делаются доклады. В вопросы быта и стройки врываются, как девичьи мечты, не связанные непосредственно с ними «мысли вслух»: «А что аэроплан? А как аэроплан?». Зашумела Кежма, как потревоженный улей. По улице хоть не ходи: из каждого переулка, из каждой избы несется: «Товарищ Кулик, когда аэроплан? Повидать бы хоть перед смертью...»
Летчик Б. Г. Чухновский. Красноярск. 1930 г.
Только 28 июня пришла от Б.Г. Чухновского телеграмма: «Прилетаю 8 тире 10 июля прошу принять хранить направленные вам 14 бочек бензина». Прошло 1 и 3, и 6 июля. Бензина нет. 7 июля новая телеграмма от Чухновского: «Прилетаю Кежемское двенадцатого». Прошло и 12-е июля: нет ни Чухновского, ни бензина.
«Аэроплан, когда аэроплан?» - стонет Кежма. Вьются ласточки на колокольне, потревоженные беготней дозорных. Но вот прибыл наконец и бензин. Уверенность растет, и вместе с ней и нетерпение. 15 июля... 18 июля. Жужжит стальная птица над Кежмой. Набат. Стрельба на островах! Запоздавший костер. Гуд и роение народа на улицах. Беготня потревоженной муравьиной кучи. Черная снующая масса на берегу реки! «Летит! Летит! Летит!»... Вся Кежма выплеснулась на Ангару, вся без остатка: столетние старухи, калеки, тяжело больные, грудные дети. Бегут соседние поселки.
Наконец и я у самолета. Передо мной Б.Г.-Чухновский, Б.В. Лавров, начальник Комсеверпути. Расспрос. Проверка оснований для полета, а через час-другой и сам взлет. Я сижу в открытом носовом гнезде. При желании мой нос может ненадолго высовываться над прозрачным защитным козырьком, но тотчас прячется назад от ревущего сверху урагана. По темно-зеленой шубе тайги скользят впереди и с боков полосы дождя. Мы их пока обходим. Идем на север. Проплыло назад бурое пятно обгоревшего несколько лет тому назад леса. Вышли в полосу дождя. Захлестало по козырьку. Мотнуло книзу. Рядом со мной на стенке кабинки приборы. Слежу за дрожащими стрелками. До сих пор идем в среднем на высоте 300-350 метров со скоростью около 135 километров в час. Вот так бы всегда летать на Вановару, а не ползать червем по брюхо в болоте.
Обошли еще полосу дождя и опять врезались в мутную завесу и опять мотнуло книзу и тяжело закланился нос. Потом легли на крыло и повернули к югу. Пишу Б.Г. Чухновскому - «в чем дело?» и получаю от него в окошко воздушную открытку: «Дождь идет зарядами. Не можем обходить каждый: после дождя понизу образуется туман».
Через полчаса мы снова над Кежмой. Идем на спуск. Мягко и плавно скользим по воздуху вниз, как на салазках с гор, только нет толчков. И жаль, донельзя жаль покинутого воздушного простора и чарующей картины «лика земли». Мягкий спуск на воду; пристань, тревожные вопросы и очередные слухи, успевшие облететь деревню скорее, чем мы снизились на воду: «Кулик умер от испуга в воздухе и потому вернулись». Нагнал все-таки аэроплан страху кежмарям. Мой собеседник так прямо и сознался мне: «Подох бы я, коли повезли бы меня так!»
Устраиваем собрание: как быть дальше? Я, Рик, Райком просим отложить полет на 2-6 часов следующего дня - утром стоит ясная погода, но персонал самолета не соглашается: дорог каждый час. При обсуждении вопроса относительно аэрофотосъемки присутствующие согласились перенести ее на осень текущего года после окончания Карской экспедиции аэропланом, идущим на зимовку в Иркутск. Телеграфная связь с Игаркой. Пишем акт...
Как горько было обратное возвращение знакомыми топями на место работ».
Сообщение: 2821
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 06.10.16 17:54. Заголовок: Павел , вроде ты дав..
Павел , вроде ты давал ссылки на старые номера журнала "Вокруг Света" , есть вот статья Л.Кулика "Самолёт к метеориту" Вокруг света, 1931, №7, с.5-8. Сможешь найти?
Сообщение: 2823
Зарегистрирован: 06.03.08
Откуда: Россия, Братск центр Сибирь
Рейтинг:
0
Отправлено: 07.10.16 07:05. Заголовок: Спасибо, Павел , т..
Спасибо, Павел , теперь понятно , этот очерк - часть статьи. Но вот положение с архивом такого журнала не радует, что ж тогда хранят сотни наших библиотек , ну или сколько ещё ждать оцифровки архивов.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет