On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть. Сообщение, ник, аватар должны быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно. Максимальная размер аватара 200px по большей стороне и объемом не более 50 kb. Напоминаю, что архив сообщений лежит здесь http://bratsk.forum24.ru/?0-20
Новости:

АвторСообщение





Сообщение: 9
Зарегистрирован: 20.12.20
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 14:51. Заголовок: Краеведение


В. ГЕРАСИМОВ

Не сохранили красоту.



Дикость, подлость и невежество
не узнает прошедшего, пресмыкаясь
пред одним настоящим.
А. С. Пушкин

Чти всегда следы прошлого.
Стаций
Когда казаки атамана Поздея Фирсова переносили на новое место Братский острог, одновременно строилась и церковь.
Какою она была? Сейчас трудно сказать, но сохранился архивный документ за январь 1654 года, по которому можно судить о ней: «…в Брацком остроге нанято на церковный лес на шестьсот брёвен – дано тридцать рублев; да четыреста тесниц – дано – 20 рублев. Наняты плотники у служилых людей Т. Васильева и С. Котельникова».
Для постройки лес заготовляли в зимнее время – обычно с 3 февраля (в это время в деревнях наименьшее сокодвижение) с тем, чтобы с наступлением тепла начать строительные работы.
В этой церкви один-единственный раз побывал первый ссыльный Братского острога протопоп Аввакум, где он молили Бога наказать воеводу А. Пашкова «за его звериные деянья». После чего Аввакума подвергли экзекуции – били батогами и больше не допускали до церкви.
Она простояла почти до середины XIX в., пока жители села не обратили внимание «на её ветхость».
«Теперь просьба: ты вместе с братом исполни поскорее, - напишет декабрист Пётр Муханов другу 12 июля 1837 года, - крестьяне хотят строить церковь. Для оной нужны фасад и план. Нельзя ли доставить от хорошего архитектора на условиях, при сем прилагаемых. Профили сделайте подробнее для нас, глупых, кажется, мне доведётся разбирать их».
При разборке старой церкви П. Муханов подобрал несколько серебряных денги. «Старики вспомнили любопытное правило прежних мастеров: класть «на счастье» под нижний венец брёвен, когда ставили здание, монеты или молитву, завёрнутую в бересту. Муханов обратил внимание, что на денге стояла литера «Н» - это явно говорило, что она сделана в Новгороде. Может старую церковь и башни острога строили новгородские плотники?
И вот в 1843 г. деревянная церковь в стиле ампир красовалась возле двух старинных башен Братского острога. Строительными работами руководил умелый плотник Михаил Стефанович Карпов.
Одноэтажная, с пятью куполами, о двух пределах: зимний – Богоявления Господня, летний – Владимирской Божией матери, очень красивой наружности и с изящной отделкой внутри. В тёплый придел был перенесён из старой церкви иконостас старинной живописи с иконами, который святился епископом Иркутским Иннокентием I ещё в 1730 г., а иконостас передали из Иркутского кафедрального собора для братской церкви в 1783 году.
Проезжая через село Братский острог в 1916 г., археолог М. П. Овчинников удивился своеобразию икон на иконостасе местной церкви: «… обращает на себя внимание образ пророка Ильи в чисто древнерусском стиле; Троицы, изображённой не под дубом, а в доме; серебряный дониколаевский крест с изображением Алексея, человека божия, по приданию принесённого из России казаками… Вообще, все иконы на иконостасе старые».
Житель Братского острога и. И. Воротников, учитель, в 1867 г. отметил в своей работе «Описание Братской волости»: «Все жители православного греко-российского исповедания, другие исповедания можно встретить только между ссыльными и то очень мало. По всей волости девять деревянных церквей».
Сохранилось описание Ильинской церкви села Большеокинского: «Церковь деревянная, одноэтажная. Перевезена в 1776 г. из Спасопустынского монастыря. В подвалах печка и кладовая. В пролёте между церковной и трапезою четыре колонны, в паперти круглый столб, стены обшиты и выбелены известью. Кровля на два ската. Две главы на храме и на притворе. В церкви сохраняются оловянные служебные сосуды, беломедная лжица (ложечка) и стальное копие (нож). Колокольня круглая».
Как выглядели другие церкви в волости, документов пока не обнаружено. Но известно, что при падунской церкви в 1671 году был похоронен Ерофей Хабаров, покоритель Приамурья. Такие данные дал для Санкт-Петербургского энциклопедического словаря И.И. Воротников.
В 1850 г. при Братской церкви открывают церковно-приходское училище, где обучаются 13 детей.
Из всех священников церкви самым загадочным является поп Леонид Михайлович Малышев. За какие-то «грехи» его направляют из Иркутска вести службу в церкви Братского острога, но попа заинтересовала не только религия. Когда в Братске поднялся вопрос об организации «Общества изучения Сибири и её быта», он предложил свою кандидатуру на председателя филиала. 25 марта 1913 г. отец Леонид отдает в бесплатное пользование поповский дом, где создаются музей и читальня.
Во время гражданской войны он прячет в церкви красных партизан, и белогвардейцев. Не выдавая властям. Нет, поп не вел двойную игру – просто исполнял один из главных канонов библии «Не убий!». Он прекрасно знал души своих мирян, и, естественно, ему было жаль, когда они друг друга ставили «к стенке». Отец Леонид оказался единственным священником в Братской волости, которого не расстреляли и который вел службу в братской церкви до 1933 года.
Когда в 1920 году в Братске только только стала зарождаться комсомолия, Малышев разрешил молодежи собираться в летнем приделе. И ребята в благодарность освещают тремя лампочками помещение церкви, установив небольшую динамомашину на одном из протоков реки Оки. Все жители сбежались посмотреть на диковинку – такое они видели впервые.
В 1934 г. сгорела школа. Райисполком предложил учиться детям в помещении церкви – приказали снять купола и кресты, а иконостас вместе с иконами вынести и выбросить на улицу. Очевидцы вспоминают, что мальчишки из икон делали кораблики и спускали их по ручьям. Они не подозревали, что на Руси существовал обычай не выбрасывать старые иконы, а сплавлять их по рекам.
Одна какая-то старушка хотела подобрать одну из икон, но проходивший мимо милиционер вырвал её из рук старой женщины и на глазах разбил вдребезги о камень.
Через несколько дней этот милиционер потонул в холодных водах Ангары.
Смерть милиционера внесла в души селян страх и смятение.
Кстати. В помещении церкви ни одного занятия не было проведено, так как под школу нашли подходящее здание. Райисполком срочно решает отдать церковь под клуб (кинотеатр «Ангара») и библиотеку.
В 1960 году кинотеатр разбирают и перевозят в село Леоново Братского района, где вновь прокатывают кинофильмы, но не прошло и года, как здание сгорело.
Печальна и грустна история братской Богоявленской церкви. Ведь когда она была построена. Сам губернатор Иркутской губернии соизволили посмотреть на новую церковь. В то время это было единственное здание от Урала до берегов Тихого океана, построенное в стиле ампир…

//Вост.-Сиб. правда. - 1995. - 24 мая. - С.7

Источник http://vihbiblioteka.narod.ru/html/gerasimov_Ne_soxranili.htm

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Сообщение: 10
Зарегистрирован: 20.12.20
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 15:08. Заголовок: Л.В.Андреева Монаст..


Л.В.Андреева

Монастырская реформа 1764 года и судьба
Братской Спасовой пустыни



Отобрание церковных имений нанесло сильный удар просвещению народа России.
А.С.Пушкин
В 1762 году императрицей России была провозглашена Екатерина II. Она вступила на трон путем заговора и отстранения от власти мужа-Петра III. Став русской царицей, бывшая принцесса Ангельт-Цербетская, однако, оставалась по воззрениям и привязанностям ближе к европейцам, чем к русским.
Ее взгляды на религию были подобны взглядам других государей Европы, которые единодушно выступали против властолюбия римских пап и стремились ослабить их власть, претендуя на часть церковного имущества, что было особенно выгодно для казны. И хотя папства в России не было, эта точка зрения господствовала среди политиков, начиная с Петра I, и в России.
Екатерина II, подписавшая 26 февраля 1764 года, манифест «О разделении церковных имений» имела все основания заявить, что этот документ венчал политику монастырских преобразований, начатую Петром I. В манифесте давались указания на секуляризацию, т.е. на переход церковной, монастырской собственности в государственную. У православных монастырей изымались все их вотчины и передавались в ведение комиссии экономии. Взамен духовенство получало ничтожную компенсацию, не превышающую десятой части прежних богатств церкви. «Божье стало государственным»,- говорили в те дни.
Монастырские крестьяне также стали государственными. Все они были обложены вместо прежних хлебных, пашенных и сенокосных сборов однообразным оброком в сумме 1 руб. 50 копеек. Деньги эти шли в казну, а оттуда – на содержание церквей, семинарий, на жалование духовенству и монашеству.
Но это не все. Одновременно часть монастырей была переведена на государственное содержание. Для этого их разделили на 3 класса. В зависимости от класса определялись размеры содержания и штат монахов. Так в мужских монастырях 3 класса полагалось 12 монашествующих, в женских – 17. Судьба остальных монастырей, не попавших в классификацию, предоставлялась на усмотрение епархиальных архиереев. Они могли оставить их на содержании епархии, либо упразднить.
В итоге, из 953 монастырей были закрыты более половины. Оставили 224 монастыря в штате и 161 за штатом, т.е. на собственном содержании, на милости пожертвователей.
Здания закрытых монастырей превращали в госпитали, казармы, дома для умалишенных. В 1764 году закрыли Нилову пустынь в Новгородской епархии. В 1786 году упразднили древний (ХV век) монастырь Воронежской епархии – Дивногорский на меловых скалах (его восстановили лишь в 1827 году благодаря святыне – Сицилийской иконе Богоматери). В 1787 году в Харьковской епархии кн. Потемкин выпросил себе в подарок Святогорский монастырь с угодьями, восхитившись его красотой. Лишь смерть князя помешала его затее.
Реформы императрицы не могли не вызвать ответной реакции, в том числе и за пределами России. Все тогдашние мудрецы Европы (Вольтер, Дидро…) восхвалили ее деяния.
В Отечестве же нашем введение штатов произвело сильное расстройство, особенно среди монахов. Жизнь их совсем изменилась, ведь из 12 444 монашествующих осталось к 1764 году 5105 человек. Никогда еще не было столько бегства монахов и их бродяжничества. Некоторые их них эмигрировали в Молдавию и на Афон. Многие удалялись в леса. Среди них появилось несколько замечательных подвижников, бывших впоследствии устроителями новых монастырей.
Ослабление и унижение Православной Церкви изъятием церковных земель, резким сокращением количества монастырей - светочей христианской духовности и православного образования, - не могло не вызвать протеста в среде архиереев. Православные услышали, возмущенные голоса митрополита Ростовского Арсения (Мациевича) и митрополита Тобольского свт. Павла (Конюскевича). Митрополит Тобольский пытался убедить Синод, что многие обители иноческие, лишившись всех способов к существованию, не в состоянии будут служить рассадником христианской веры для диких язычников Сибири и что с приобретением в государственную казну новых значительных доходов проповедь Евангельского Слова в Сибири значительно ослабеет. Митрополит Арсений высказался еще более резко: «многие изволят лучше кормить собак, нежели священников и монахов. Смотрят только, чтобы лишнего у Церкви не было, а под видом лишнего и последнее отбирают».
За твердость в защите своих воззрений митрополиты были наказаны. Митрополита Арсения лишили сана и сослали сначала в Николо-Корельский монастырь, а затем в Ревельскую крепость, где он и умер. Святого Павла Синод лишил архиерейского сана и отправил на покой в по его просьбе в Киево- Печерскую лавру. Правда, Екатерина решение Синода о снятии сана отменила, но в Тобольск митрополит уже не вернулся, так и почил в лавре.
В это время в Иркутской епархии шла реализация этой реформы. Ей пришлось заниматься свт. Софронию, третьему епископу Иркутскому. Все монастыри были разделены на штатные и заштатные. Посольский Преображенский, Селенгинский Троицкий, Киренский Троицкий, Иркутский Вознесенский и Знаменский женский монастыри стали штатными (по 3 классу). За рамками классификации остались Якутский Спасский, Нерчинский Успенский монастыри и Братская Спасова пустынь.
Так как содержать все эти монастыри было невозможно, епископ принял решение - оставить Якутский монастырь заштатным (на содержании епархии), а остальные упразднить. Так была закрыта Спасова пустынь, Братская обитель, чья история – наглядный пример того, как власти вели Россию к грядущим катастрофам; нанося вред тем, на молитвах которых она стояла. Примеров тому немало.
В ХVII веке братские приказчики, мучимые жаждой наживы, врывались в Спасский монастырь, избивали его насельников, отбирали имущество. В пер. пол. ХVIII века обитель разоряли сборщики казенных подушных налогов. Ревизоры налагали на монастырь огромные штрафы за проживание в них лиц без документов, хотя бродяги без паспортов в Сибири в те времена жили везде открыто. И вот, итог всему, окончательное закрытие небольшого монастыря и продажа его имущества в 1769 году.
Братская Спасова пустынь… Более ста лет молились в ней иноки за Россию и чад ее неразумных. Мои пращуры, жившие в соседних деревнях, получали здесь духовное окормление. Здесь монахи крестили местных идолопоклонников, открывая им врата райские. И кто знает, сколько среди них было крещенных великим сибирским святым схимонахом Феодором (Тобольским митрополитом Филофеем Лещинским), который в 1717 году отправился из Енисейска в Иркутск распространять христианство и только в 1720 году вернулся в Тобольск. Путь его дважды проходил через братские земли.
Немало замечательных имен связано с нашей небольшой пустынькой. Ерофей Хабаров молился здесь о прощении грехов. Командор Беринг закупал здесь хлеб для своей экспедиции. Сюда стремился и здесь почил печальник Земли Иркутской Иннокентий (Нерунович).
А последний игумен монастыря Михей, названный одним известным церковным писателем «большим радетелем и патриотом пустыни»… После закрытия монастыря игумен Михей не покинул его. Поселился здесь же на вершине горы, рядом с часовней. Жители окрестностей вплоть до начала ХХ века помнили о безымянном монахе, жившем здесь. Их рассказ записал исследователь Овчинников: «По преданию, один из монахов жил в землянке на высокой горе против острога, где стояли большой деревянный крест и часовня, давно сгнившие. Здесь, как передают старые крестьяне, слышавшие еще от своих отцов, пустынника с большой белой бородой видели ежедневно молящегося, стоя на коленях у креста. Чем он питался и когда умер, никто не знает. Монах был угрюм и ни с кем не говорил. Малых ребятишек, когда они шалили, матери пугали старым монахом, говоря: «Погоди, сорванец, вот придет старый бородатый монах, который живет вон на высокой той горе, он тебя заберет в сумку и унесет с собой жить в землянку, он заставит тебя каждый день Богу молиться».
Речь, вероятнее всего, шла об игумене Спасовой пустыни Михее, местом жительства которого была вершина горы Монастырской. Место это не затоплено. Если подняться туда, то на вершине можно увидеть русло древней реки с валунами по обеим ее сторонам, и довольно большую площадь земли, в одной из мест которой стояла часовня. Можно представить, какая величественная картина окрестностей открывалась перед молящимися. Все здесь говорило о величии Творца и бренности забот, дел и помыслов человеческих.

Источник - http://vihbiblioteka.narod.ru/html/reforma.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page Gismeteo.Станция: погода в режиме реального времени!